16:50 Профессиональный стандарт педагога-наставника. Общественное обсуждение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект профессионального стандарта педагога-наставника
Педагог-наставник – квалифицированный педагог, осуществляющий специальную работу с молодыми педагогами или с педагогами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы (в дальнейшем – подопечных), направленную на их адаптацию в образовательной организации, накопление ими педагогического опыта, повышение их профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в образовательной организации. Настоящий стандарт определяет цели, функции педагога-наставника, состав реализуемых им действий, требования к его знаниям и умениям.
2. Цель деятельности педагога-наставника – создание условий, необходимых для: - ускорения адаптации подопечных к условиям образовательной организации, осознания себя полноправным членом педагогического коллектива; - формирования позитивного эмоционального восприятия подопечными своей профессиональной деятельности; - ускорения накопления ими профессионального опыта; - осознания подопечными актуальных направлений своего профессионального развития; - освоения подопечными новых методов профессиональной деятельности.
3. Функции педагога-наставника 3.1. В своей деятельности педагог наставник реализует следующие функции:
3.2. Реализация адаптационной функции направлена на обеспечение успешного вхождения подопечными в педагогический коллектив образовательной организации, ознакомление их с ее организационной культурой, с нормативно-правовой и материально-технической базой деятельности, выявление ситуаций социально-психологического дискомфорта у подопечных и содействие устранению их причин. 3.3. Реализация консультационной функции призвана содействовать ускорению накопления подопечными опыта профессиональной деятельности, формированию умений взаимодействовать с родителями или замещающими их лицами, выработке решений в проблемных ситуациях, снятию у подопечных психологических напряжений. 3.4. Реализация контрольно-оценочной функции призвана обеспечивать: - мониторинг педагогической деятельности подопечных, выявление в ней недостатков и позитивных изменений; - мониторинг реализации планов саморазвития подопечных. 3.5. Реализация аналитической функции направлена на: - выделение ключевых компонентов в предметно-практической деятельности подопечных и связей между ними; - установление причинно-следственных связей между компонентами предметно-практической деятельности подопечных и её результатами. 3.6. Реализация координационной функции призвана содействовать координации деятельности педагогов в процессе разработки и реализации образовательных программ с образовательно-педагогической деятельностью коллектива учреждения. 3.7. Реализация развивающей функции направлена на: - формирование у подопечных понимания актуальных потребностей своего профессионального и общего саморазвития; - совместную разработку с подопечными планов их саморазвития; - помощь в освоении подопечными новых методов профессиональной деятельности.
4. Действия педагога-наставника при реализации его функций Таблица 1
5. Требования к педагогу-наставнику (стаж, степень, звание, собственные публикации, опыт такой работы). 5.1. Педагогом-наставником может быть квалифицированный педагог, систематически повышающий свою квалификацию, дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года. 5.2. Педагог-наставник должен обладать всеми знаниями, определенными Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен знать: - требования нормативных правовых и иных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; - нормативные акты образовательной организации, регламентирующие осуществление наставничества в ней; - факторы, затрудняющие процесс адаптации молодых педагогов в образовательных организациях и факторы, способствующие ускорению адаптации; - основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при планировании и осуществлении педагогической деятельности; - основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при организации внеклассной работы; - основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при работе с родителями или замещающими их лицами. 5.3. Педагог-наставник должен обладать всеми умениями, определенными Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен уметь: - планировать наставническую деятельность; - вести эффективную коммуникацию с подопечными; - адекватно оценивать уровень готовности подопечных к осуществлению профессиональной деятельности; - прогнозировать возможные затруднения с адаптацией подопечных к условиям деятельности и осуществлением педагогической деятельности; - консультировать по различным вопросам осуществления педагогической деятельности; - оказывать помощь в осуществлении подопечными самоанализа и самооценки, определении актуальных потребностей их развития; - контролировать и оценивать педагогическую деятельность подопечных и их работу по саморазвитию; готовить отчеты о своей наставнической деятельности.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |