Главная » 2019 » Ноябрь » 21 » Профессиональный стандарт педагога-наставника. Общественное обсуждение
16:50
Профессиональный стандарт педагога-наставника. Общественное обсуждение

Проект профессионального стандарта

педагога-наставника

  1. Общие положения

Педагог-наставник – квалифицированный педагог, осуществляющий специальную работу с молодыми педагогами или с педагогами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы (в дальнейшем – подопечных),  направленную на  их  адаптацию в образовательной организации, накопление ими педагогического опыта, повышение их профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в образовательной организации.

Настоящий стандарт определяет цели, функции педагога-наставника, состав реализуемых им действий, требования к его знаниям и умениям.

 

2. Цель деятельности педагога-наставника – создание условий, необходимых для:

- ускорения адаптации подопечных к условиям образовательной организации, осознания себя полноправным членом педагогического коллектива;

- формирования позитивного эмоционального восприятия подопечными своей профессиональной деятельности;

-  ускорения накопления ими профессионального опыта; 

-  осознания подопечными актуальных направлений своего профессионального развития;

-  освоения подопечными новых методов профессиональной деятельности.

 

3. Функции педагога-наставника

3.1. В своей деятельности педагог наставник реализует следующие функции:

  • адаптационная
  • консультационная
  • контрольно-оценочная
  • аналитическая
  • координационная
  • развивающая

3.2. Реализация адаптационной функции направлена на обеспечение успешного вхождения подопечными в педагогический коллектив образовательной организации, ознакомление их с ее организационной культурой, с нормативно-правовой и материально-технической  базой деятельности, выявление ситуаций социально-психологического дискомфорта у подопечных и содействие устранению их причин.

3.3. Реализация консультационной функции призвана содействовать ускорению накопления подопечными опыта профессиональной деятельности,  формированию умений взаимодействовать с родителями или замещающими их лицами, выработке решений в проблемных ситуациях, снятию у подопечных психологических напряжений.

3.4. Реализация контрольно-оценочной функции призвана обеспечивать:

- мониторинг педагогической деятельности подопечных, выявление в ней недостатков и позитивных изменений;

- мониторинг реализации планов саморазвития подопечных.

3.5. Реализация аналитической функции направлена на:

- выделение ключевых компонентов в предметно-практической деятельности подопечных и связей между ними;

- установление причинно-следственных связей между компонентами предметно-практической деятельности подопечных и её результатами.

3.6. Реализация координационной функции призвана содействовать координации деятельности педагогов в процессе разработки и реализации образовательных программ с образовательно-педагогической деятельностью коллектива учреждения.

3.7. Реализация развивающей функции направлена на:

- формирование у подопечных понимания актуальных потребностей своего профессионального и общего саморазвития;

- совместную разработку с подопечными планов их саморазвития;

- помощь в освоении подопечными новых методов профессиональной деятельности.

 

4. Действия педагога-наставника при реализации его функций

Таблица 1

Реализуемая функция

Выполняемые действия

 

Адаптационная

Изучение личного дела подопечного.

Проведение беседы с подопечным с целью выявления его психологических особенностей, ожиданий, самооценки.

Ознакомление подопечных с образовательным учреждением, его нормативно-правовой и материально технической базой, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности, расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений.

Ознакомление подопечных с педагогическим коллективом, традициями образовательного учреждения, неформальными нормами взаимоотношений в коллективе.

Содействие в создании необходимых условий для работы подопечных.

Анализ процесса адаптации подопечных в образовательной организации, выявление затруднений в адаптации подопечных и разработка предложений руководству образовательной организации по ее улучшению.

 

Консультационная

Консультирование подопечных по вопросам ведения учебной документации.

Оказание помощи подопечным в разработке тематических и поурочных планов.

Сопровождение подготовки подопечных к занятиям, оказание помощи в подборе дидактических материалов, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий.

Посещение занятий, проводимых подопечными, их обсуждение и совместная разработка способов устранения выявленных недостатков.

Разбор совместно с подопечными проблемных ситуаций и способов их разрешения.

Консультирование подопечных по вопросам работы с родителями или замещающими их лицами.

Консультирование подопечных по вопросам работы с детьми с девиантным поведением.

Консультирование подопечных по вопросам работы с отстающими детьми.

Анализ процесса становления профессионального мастерства подопечных, выявление затруднений в накоплении им опыта профессиональной деятельности, их причин и разработка способов их устранения.

 

Контрольно-оценочная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг реализации подопечными тематического плана.

Контроль реализации подопечными планов проведения занятий.

Оценка взаимодействия подопечных с учащимися в ходе проведения занятий.

Совместная с подопечными оценка проведенных им занятий.

Совместная оценка с подопечными результатов освоения учащимися учебной программы.

Контроль и оценка проведения подопечными внеклассных мероприятий.

Контроль и оценка взаимодействия подопечных с родителями или замещающими их лицами.

Аналитическая

Детальный разбор предметно-практической деятельности подопечных в процессе реализации образовательных программ.

Выделение и систематизация успешных практик предметно-практической деятельности.

Выделение и систематизация ошибок в деятельности подопечных и их детальный разбор.

Выделение способов устранения и исправления ошибок.

Совместная разработка способов действий к избеганию ошибок в предметно-практической деятельности.

Координационная

Синхронизация действий подопечных и их коллег при разработке образовательных программ.

Содействие деятельности подопечных при реализации образовательной программы.

 

Развивающая

Содействие включению подопечных в единый образовательных процесс организации.

Анализ недостатков в уровне подготовки подопечных к профессиональной деятельности.

Оказание помощи в осмыслении подопечными актуальных потребностей своего профессионального развития.

Совместная разработка с подопечными планов их саморазвития.

Разработка рекомендаций подопечным по улучшению их теоретической подготовки и освоению новых методов профессиональной деятельности.

Обучение подопечных методам педагогической деятельности.

Анализ процесса развития подопечных как субъектов образовательной деятельности.

Оказание помощи подопечным в анализе своего развития.

 

5. Требования к педагогу-наставнику (стаж, степень, звание, собственные публикации, опыт такой работы).

5.1. Педагогом-наставником может быть квалифицированный педагог, систематически повышающий свою квалификацию, дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.

5.2. Педагог-наставник должен обладать всеми знаниями, определенными Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен знать:

- требования нормативных правовых и иных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

- нормативные акты образовательной организации, регламентирующие осуществление наставничества в ней;

- факторы, затрудняющие процесс адаптации молодых педагогов в образовательных организациях и факторы, способствующие ускорению адаптации;

- основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при планировании и осуществлении педагогической деятельности;

- основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при организации внеклассной работы;

- основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при работе с родителями или замещающими их лицами.

5.3. Педагог-наставник должен обладать всеми умениями, определенными Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен уметь:

- планировать наставническую деятельность;

- вести эффективную коммуникацию с подопечными;

- адекватно оценивать уровень готовности подопечных к осуществлению профессиональной деятельности;

- прогнозировать возможные затруднения с адаптацией подопечных к условиям деятельности и осуществлением педагогической деятельности;

- консультировать по различным вопросам осуществления педагогической деятельности;

- оказывать помощь в осуществлении подопечными самоанализа и самооценки, определении актуальных потребностей их развития;

- контролировать и оценивать педагогическую деятельность подопечных и их работу по саморазвитию;

готовить отчеты о своей наставнической деятельности.

 

Просмотров: 178 | Добавил: sherkaly-school | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: